|
|
Искусство нового времени
|
Музей Израиля в Иерусалиме
|
Новый корпус, отведенный под искусство XX века, завершил собой многолетнее создание Израильского музея. Построенный по проекту профессора Альфреда Мансфельда и датского архитектора Иоргена Бо, автора Луизианского музея в Дании, новый корпус включает отделы современного искусства, новейшего искусства, гравюр, рисунков и фотографий, занимающие два его этажа.
|
|
Коллекция отдела современного искусства Израильского музея начала собираться более шестидесяти лет назад, еще до того как в 1965 году открылся сам музей. Первые картины были приобретены профессором Борисом Шацем для Национального музея Бецалель, основанного им в 1906 году. Создавая этот музей при школе искусств и ремесел, Шац хотел дать публике представление о разных видах изобразительного искусства, а студентов школы познакомить с достойными образцами. Усилия Шаца по приобретению произведений для своего детища в основном были направлены на покупку картин еврейских художников из Центральной Европы.
Шагал Рабби
|
В этих полотнах чувствовалось стремление их авторов внести дух иудаизма в обычную тогда академическую манеру XIX столетия, и они имели в основном историческую ценность. В 1932 году новый директор музея Бецалель Мордехай Наркис попытался перейти от исключительно еврейской ориентации к общекультурной. Тому способствовали многие обстоятельства. С приходом к власти Гитлера в 1933 году в Палестину устремились евреи из Германии и Австрии. Среди них попадались люди, знакомые с более изощренными течениями в западном искусстве.
|
С местными знатоками они помогли создать восприимчивую и просвещенную аудиторию для идей Наркиса. Изменилось также и само понятие "еврейский художник". В XIX веке такие художники, как Мориц Оппенхайм, Йозеф Исраэльс, Макс Либерман и Лесер Ури, выдвинули евреев в первые ряды мирового искусства. Музей стал приобретать работы этих художников и их современников. Покупал музей и работы еврейских художников парижской школы, таких как Марк Шагал, Хаим Сутин, Моиз Кислинг, Жюль Паскин и Жак Липшиц. Марк Шагал: Рабби, 1912-1913 Одновременно велась работа и в других областях. В 1952 году Союз французских друзей музея подарил несколько прекрасных полотен Пабло Пикассо, Рауля Дюфи, Фернана Леже, Маршана, Альбера Глайза, Робера Делоне, Андре Массона и других, а также несколько скульптур. Кроме того, музей получил в подарок полотна Клода Моне, Огюста Ренуара, Жана Дюбуффе и Матье. В начале 1950-х годов в Бецалеле появляются картины, история которых была особенно трагичной. В мае 1949 года Отдел возврата памятников, произведений искусства и архивов при военной администрации США в Германии передал Еврейской организации по возвращению имущества наследникам много предметов из еврейских коллекций, у которых уже не было ни хозяев, ни наследников. Названная организация имела полномочия распределять такую собственность по всему миру.
М.Шагал. Цирк
|
Эти произведения искусства, входившие в еврейское имущество, конфискованное нацистами, увековечивают память еврейских коллекционеров, погибших во время Катастрофы. В числе произведений, полученных от Еврейской организации, наибольшую ценность представляют: "Рабби" Марка Шагала (1912-1913), "Город" Эгона Шиле (1915), "Широкий бульвар в дождливую ночь" Лесера Ури, пейзаж Альфреда Сислея. Среди других картин, поступивших в музей таким же путем, были полотна Макса Бэнда, Леопольда Готтлиба, Эриха Хекеля, Моиза Кислинга, Макса Либермана, Людвига Мейднера, Леонида Пастернака, Артура Сегаля, Германа Штрука и Мориса Утрилло.
|
|
Дэвид Смит: Куби VI, 1963
|
В 1955 году, кроме картин таких видных американских художников, как Альфред Морер, Джек Левин, Рафаэль Сойер и Макс Вебер, музей получил в подарок две замечательные работы: "Летнее солнце" Чайлда Хэссэма (1892) и "Нью-Йорк при свете газовых фонарей" Стюарта Дэвиса (1941). В другую коллекцию ценных работ, переданных музею в 1961 году, входили "Стога сена" Клода Моне (1887), бронзовая статуя Анри Матисса "Обнаженная, сидящая в кресле" (1924), две пастели Одилона Редона, бронзовая статуя "Обнаженная танцовщица" Эдгара Дега, скульптуры Огюста Родена, Оноре Домье, Поля Гогена, Генри Мура и картины Бомбуа, Ренуара и Бошана. К концу 1950-х годов Национальный музей Бецалель имел довольно эклектичное собрание картин, рисунков, скульптур, еврейских культовых предметов, археологических находок, изделий народных промыслов и образцов костюмов. Хотя музейное здание в турецком стиле (считается, что здесь когда-то размещался гарем) прелестно по своей архитектуре, в нем не хватало места для картин и для других нужд. Стало ясно, особенно Тедди Коллеку, главному энтузиасту создания Израильского музея, ставшему потом мэром Иерусалима, что необходимо новое современное здание. В 1965 году эта мечта осуществилась. Когда новый Израильский музей впервые распахнул двери, ядро коллекции современного искусства составляли произведения, перенесенные из старого музея Бецалель.
|
|
Кроме того, был устроен удивительный сад скульптуры под открытым небом. Увидев коллекцию Билли Роуза, Нахум Гольдман, президент Всемирной сионистской организации, первым предложил блистательному нью-йоркскому импресарио поместить свои сокровища в будущем Израильском музее
Генри Мур
|
Сад искусств Билли Роуза площадью приблизительно в пять акров, созданный по проекту американского скульптора японского происхождения и ландшафтного архитектора Исаму Ногучи, был задуман как место, где разместятся более 50 подаренных музею или одолженных на время скульптур из коллекции Роуза и других меценатов. Этот сад, с его плавными переходами между террасами, похожими на дюны, с чередованием то каменистых, то гладких, то посыпанных гравием, то засаженных растениями площадок и дорожек, такой сад сам по себе - произведение искусства.
|
Среди скульптур, выставленных в нем при открытии музея, были работы Огюста Родена, Эмиля Антуана Бурделля, Генри Мура, Жака Липшица, Осипа Цадкина, Марино Марини, Александра Архипенко, Аристида Майоля, Чэдвика, Рега Батлера и Надельмана. Коллекция скульптур пополнилась гипсовыми работами (более 100) и несколькими бронзовыми статуями, подаренными музею.
Огюст Ренуар. Предместье
|
При открытии ему были подарены и другие выдающиеся произведения искусства: "Начало" Аршиля Горького (1947), "Предместье Ментенона" Огюста Ренуара (1888), этюд к портрету Люсьена Фрейда работы Фрэнсиса Бэкона (1964), "Le Beau ТeneЬгеux" Рене Магритта (1950), "Дань шести миллионам" Луизы Невельсон (1964), "Тангенс" Адольфа Готтлиба (1960) и "Живопись" Пьера Сулажа (1964). В марте 1966 года Фонд Ротшильда подарил музею ряд выдающихся полотен постимпрессионистов. Две картины Ван Гога, две Поля Гогена и одна Поля Сезанна стали основой будущей коллекции музея.
|
Жак Липшиц: Купальщица, 1917
|
Отдел современного искусства устроил ряд выставок картин из других музеев. Были выставки, посвященные отдельным течениям, например "Импрессионизм и постимпрессионизм", "Геометрический абстракционизм", "Дадаизм и сюрреализм", "Американское искусство". А совсем недавно были выставлены шедевры немецкого экспрессионизма начиная с группы Брюке.
Примечательными были такие тематические выставки, как "Живопись Средиземноморья", "О поверхности: отношение к краскам и холсту", "Малые формы современной живописи и скульптуры". В 1967 году основной фонд музея пополнился картинами, подаренными художниками Кеннетом Ноландом, Марком Тоби, Рене Магриттом, Гансом Гартунгом и вдовой Морриса Льюиса Марчеллой Льюис-Бреннер. Через год в саду установили монументальную скульптуру Пикассо из бетона, обработанного пескоструйным аппаратом; автор подарил музею модель и право создать на ее основе скульптуру. Среди других скульптур, поступивших в музей в 1968 году, отметим произведения Антуана Певзнера, Жана Тингели, Исаму Ногучи, Александра Кальдера и Жоржа Брака. В один из подарков вошли картины Ренуара, Авери, Вилли Баумайстера, Джоржио де Ширико, Гогена, Стамоса и скульптуры Брака, Пикассо и Батлера.
|
|
М.Шагал Букет невесты
|
В пятую годовщину открытия музея (1970) прибыла в подарок одна из самых прекрасных коллекций: 131 бронзовая скульптура Жака Липшица. В ней представлены и скульптуры, которые Липшиц создал еще подростком (в них очень заметно академическое влияние), и скульптуры времен его увлечения кубизмом, сюрреализмом и социополитикой, а также исполненные поэзии скульптуры, созданные в старости. Другими замечательными подарками к юбилею стали картины Эжена Будена, Огюста Ренуара, Жоржа Руо, Эдуарда Вуйара, Макса Пехштейна, Марка Шагала, Хаима Сутина, Хоана Миро - и это далеко еще не полный перечень. Теперь собрание музея росло так быстро, что можно было экспонировать целые направления, а не работы отдельных художников.
|
|
М.Шагал Невеста под бандахином
|
Такой подход нашел свое отражение при открытии в 1979 году павильона импрессионизма и постимпрессионизма. В 1972 году в музей поступили две значительные коллекции произведений дадаистов и сюрреалистов. Были подарены 13 готовых работ Марселя Дюшампа, подписанных и номерных, и десять гипсов Жана Арпа 1939-1965 годов. Позже поступили картины Поля Дельво, Сальвадора Дали и Марселя Янко. Одно из самых известных полотен музея - "Замок в Пиренеях" Рене Магритта - было получено в 1985 году. Музей обогатился двадцатью двумя работами на холсте и бумаге Макса Эрнста, Ива Танги и Виктора Браунера.
|
|
Стефани Рахум
«Ариэль», Январь
1993
|
|
|