--> |
|
Лекция №13. Сон Яакова: аллегория мировой истории1. Предыстория сна. Мидраш рассказывает, что Эйсав, обещавший убить Яакова после смерти Ицхака, не сдержал слова и послал за ним в погоню Элифаза, своего старшего сына, чтобы тот убил Яакова. Но племяннику стало стыдно убивать человека, который всегда заботился о нем, он отвел глаза, не выдержав взгляда Яакова, и дядя Яаков предложил племяннику Элифазу взять все те богатства, которые были с ним в пути (“бедный все равно что мертвый”). Элифаз забрал все, что было у Яакова. Сын Ицхака пошел дальше с одним посохом в руке, но прежде чем идти к Лавану, он повернул в йешиву Эвера, правнука Шема, чтобы там заниматься Торой. Когда прошли 14 лет учебы в йешиве, Яаков направился в Харан, к дяде своему Лавану. В это время и происходит важнейшее в жизни Яакова и всего нашего народа событие. Это сон ЯАКОВА, откровение Всевышнего. 2. Поэтический мир сна. Агада рассказывает: “Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харан. - И остановился ночевать, потому что зашло солнце”. К одному царю приходил изредка его преданный друг. И царь говорил слугам: ”Потушите светильники, потушите лампады; наедине я желаю беседовать с моим другом”. И Господь повелел заблаговременно погасить “солнечный диск, дабы втайне и задушевно говорить с Иаковом”... “И вот Господь стоит над ним”. При появлении Всевышнего, упорхнули духи, навевавшие на Иакова мрачные видения грядущих веков. И стоял Господь и, как добрая няня, опахивал лицо спящего” Рав Ицхак говорил: “Всю землю Ханааанскую Господь свернул, как сворачивают свиток папируса, и, положив ее под изголовье Яакова, сказал: “Землю, на которой ты лежишь, я отдам тебе и потомкам твоим”. В такой необыкновенно поэтической форме описывает Агада и мидраш события сна. 3. Сны, представленные в книге “Берешит”. Яаков, бежавший от меча своего брата, оставивший родину свою и дом отца своего, странствующий в ночи по дорогам, ночующий на голой земле, без крыши над головой, на камне вместо подушки, - пишет Нехама Лейбович, - впервые удостаивается откровения Всевышнего. Откровение является ему ночью, во сне. Сны, представленные в Книге “Берешит”, Бенно Яаков, исследователь и комментатор Писания, в своей книге "Gеnеsis", делит на две группы. В некоторых снах Всевышний говорит с людьми; в других - Он говорит с людьми посредством снов. Таковы сны Йосефа, сон виночерпия, сон пекаря и сон фараона. В этих снах божественное откровение выражается в красочных образах и символах и потому нуждается в истолковании. Таким образом, первая группа - это иносказание, данное в красочных образах и символах и нуждающееся в истолковании. 2. Сон Яакова непосредственно включает речь Всевышнего, но поскольку этой речи предшествует образ, который призван выразить нечто иное, чем слова, - постольку сон нуждается в истолковании. Таким образом, этот сон включает и красочный образ, картину, и речь Всевышнего. Вот какую картину увидел Яаков: 28:12 И ВОТ ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ВЕРШИНА ЕЕ ДОСТИГАЕТ НЕБЕС, И ВОТ АНГЕЛЫ ГОСПОДНИ ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ. : 28:13 И ВОТ - ГОСПОДЬ СТОИТ НАД НИМ Эта картина, замечает Н. Лейбович, занимала истолкователей и философов мыслителей, писателей и поэтов во всех поколениях. Она предлагает рассмотреть из многих толкований то, которое предлагает мидраш Танхума. 4. Толкование сна Яакова в мидраше Танхума. На этот мидраш опирался впоследствии Рамбан в своем толковании сна Яакова. Сказал раби Шмуэль от имени раби Нахмана: "И вот ангелы Господни восходят и спускаются" - это ангелы языческих племен и народов. Показал Святой, Благословен Он, праотцу нашему Яакову, как ангел Вавилона поднимается на семьдесят ступеней - и спускается; ангел Мидии - на пятьдесят две ступени, владыка Греции - на сто, а ангел Эдома [Рима] - поднимается неведомо на сколько. В тот час страх объял праотца нашего Яакова и сказал он: Неужели этот никогда не спустится? Ответил ему Святой, Благословен Он, словами пророка Ирмияhу: "А ты не бойся, раб мой Яаков, и не страшись, Израиль!" (30:10) - если бы ты даже увидел, как он поднимается и сидит у Меня - и оттуда Я сброшу его! Как сказано у пророка Овадии: "Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое - оттуда низрину тебя, слово Господа" (1:4). И комментатор Овадья Сфорно толкует сон Яакова в соответствии с этим мидрашом и подчеркивает: даже если ангелы мира опустятся после своего восхождения, Бог не оставит еврейский народ. Сон Яакова истолкован как аллегория мировой истории: восхождение и закат народов и цивилизаций до конца поколения. Какая связь между этим видением и кризисным состоянием самого Яакова-человека, бежавшего от гнева брата (в Письменной Торе эти события следуют один за другим)? Мидраш утверждает, что здесь говорится не о Яакове-человеке, бежавшем из дома Ицхака, а о Яакове-Израиле, о целом народе, который уходит из родной страны, скитается среди народов и стран и наблюдает на своем историческом пути восхождение и падение других наций, культур и государств? Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция... Яаков объят страхом и трепетом при виде этого всемирного зрелища, он спрашивает Всевышнего о возвышении Эдома и конце времен. Мидраш отвечает ему стихом, взятым из пророчества Овадьи: "Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое - оттуда низрину тебя, слово Господа" (1:4). Это значит, подчеркивает Н. Лейбович, что лестница не бесконечна, на вершине ее Всевышний, и он Хозяин истории. Он обещает, что всякий зарвавшийся, высокомерный, вознесшийся высоко, будет сброшен. Гора Господня стоит выше всех других гор, к ней с братской любовью потекут все народы, как сказано у пророка Йешаяhу. 5. И дал Яаков обет..." (Бытие гл. 28:10-22) Всевышний дает поразительные обещания. Все, о чем может мечтать человек - и в особенности человек, покинувший свою родину и дом своего отца, - было обещано Яакову во сне Всевышним: 28:15 И ВОТ: Я С ТОБОЙ, И ОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ ИБО НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, НЕ СДЕЛАВ ВСЕГО, ЧТО Я ОБЕЩАЛ ТЕБЕ. А встав утром, Яаков дает обет - первый обет, о котором рассказывает Танах: 28:20 ЕСЛИ БОГ БУДЕТ СО МНОЮ, И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ ЕДЫ И ОДЕЖДУ, ЧТОБЫ ОДЕТЬ ТЕЛО, : 28:21-22 И ВОЗВРАЩУСЬ Я БЛАГОПОЛУЧНО В ДОМ ОТЦА МОЕГО, И БУДЕТ ГОСПОДЬ МНЕ БОГОМ. ТО КАМЕНЬ ЭТОТ, КОТОРЫЙ Я ПОСТАВИЛ КАК ОБЕЛИСК, СТАНЕТ СВЯТИЛИЩЕМ БОЖЬИМ, А ОТ ВСЕГО ЧТО ДАШЬ МНЕ, ДЕСЯТУЮ ЧАСТЬ Я ТЕБЕ ПОСВЯЩУ. Реакция Яакова на поразительные обещания Всевышнего в сердце каждого, кто читает слова этого обета, пишет Нехама Лейбович, наверняка вызывает недоумение: разве так следует отвечать Всевышнему, разве верность Ему и обязанность исполнять Его повеления принимают, ставя условия - что за то-то и то-то получат то-то и то-то? Была ли заключена сделка между Всевышним и Яаковом? В чрезвычайно острой форме задает этот вопрос Абарбанель: Как Яаков мог обязаться служить Всевышнему при условии, что он получит за это награду?! Если Бог будет со мною, и сохранит меня... и даст мне то-то и то-то - только тогда будет Господь мне Богом? Значит, если Он не сделает для меня всего этого - не будет Господь мне Богом, и я не буду Ему служить?! Авраhам, дед Яакова, так не поступал, но много раз подвергался испытаниям и выстоял во всех них! Однако слова "и будет Господь мне Богом" являются одним из условий обета, а не самим обетом, который принимает на себя Яаков. Следовательно, обещание, которое он дает, включает в себя лишь два момента: создание святилища, посвященного Всевышнему, на этом месте после благополучного возвращения и отделение десятины от всего имущества, которым Всевышний его оделит. Вопрос, который издавна служит поводом для ненавистников Израиля подвергать нас издевательствам, продолжает стоять: как мог Яаков заключить со Всевышним "сделку" - пообещать, что будет делать то-то и то-то взамен Его милости?! Ответ Н. Лейбович таков: нет здесь и в помине соглашения по принципу "ты - мне, а я - тебе", нет здесь никакой сделки! Ведь если Всевышний не вернет Яакова в отцовский дом, он не создаст святилища в этом месте не потому, что не захочет исполнить свое обещание по той причине, что Всевышний не исполнил условия обета, а просто-напросто потому, что физически будет находиться в другом месте! “Нет, смысл обета - в другом. Яаков просит Всевышнего: обеспечь меня самым необходимым, чтобы я смог служить Тебе как следует. Его обет - образец для тех, кто будет давать обеты в будущем. Не "сделку" со Всевышним пытается заключить тот, кто дает обет (как хотят представить это антисемиты), а обращается к Нему с мольбой о помощи - ради того, чтобы всего себя, свою жизнь, свое достояние посвятить Всевышнему. (Того же рода обет Ханы (Шмуэль1, 1:11)”Если обратишь внимание на нужду рабыни Твоей и дашь рабыни Твоей сына - отдам я его Господу”, то есть: дай мне его для того, чтобы я смогла отдать Тебе)”. Смысл условия - что не будет совершен грех, из-за которого обещания потеряют силу. Из всего сказанного вытекает, что Яаков, отец наш, вовсе не беспокоился о том, что Всевышний не исполнит Своих обещаний, вовсе не сомневался в слове Всевышнего. Нет, другое вызывало у него сомнения: окажется ли он достойным всех этих милостей в будущем, в особенности после того, как поживет в доме Лавана и подвергнется чуждому влиянию? Вдруг он запятнает себя в грехе. Не в истинности обещания свыше не был уверен Яаков, но только в себе самом и своей силе устоять в предстоящих ему испытаниях. Того же рода, обращает внимание Нехама Лейбович, обет Ханы (Шмуэль I, 1:11): "Если обратишь внимание на нужду рабыни твоей и дашь рабыне Твоей сына - отдам я его Господу". То есть: дай мне для того, чтобы я смогла отдать Тебе. 6. Яаков - имя и судьба народа. Если Авраам - это корень еврейского народа, а Ицхак - часть дерева от корня до ствола, то Яаков - это сам ствол... Ибо Яаков, пишет Ш.-Р. Гирш, даст будущему народу имя и судьбу. Нас называют не “народом Авраама”, но “Израилем”. Таким образом, мы видим, как Яаков, подобно Аврааму, выполняет свое собственное “лех леха”, как он “идет дальше” в одиночестве. Яаков уходит, чтобы основать еврейский дом. Он первым провозглашает, что Бога нужно искать прежде всего внутри дома. Он первым выдвигает возвышенное понятие “Дом Бога” - место, где душа человека развивается и расцветает, куда человек приносит все свои достоинства, чтобы трансформировать их в созидательную жизнедеятельность (р. Гирш). Из утробы одной матери Ривки взошли два различных народа и два разных племени. Яаков и Эйсав символизируют два рода людей - народ Божий, служащий Господу, и народ нечестивый и грешный, противостоящий, враждебный Богу. Коварство, хитрость, кровопролитие, стремление к завоеванию - все это представлено в лице Эйсава. Различие не в крови, расе или роде (родные братья !), а духовное противостояние, чужеродность духа. Потомки Эйсава будут называться эдомитянами (идумеями) - “Эдом” - красный. Яаков, как известно, выходит из утробы, держась за пяту Эйсава. Пятой, которая касается земли, заканчивается человек земной, Яаков символизирует собой иного человека - человека духовного. Мидраш рассказывает, что Яаков уснул на горе Мориа, в Иерусалиме. Мы помним, что это то самое место, куда Авраам привел Ицхака и где построил жертвенник (“Акедат Ицхак”). На этой самой горе евреи построят Храм, Бейт а - Микдаш. Это место Тора называет “шаар а шамаим”- ворота в небо. Особенное место, где земля и небо должны быть соединены “лестницей духовной” - с помощью молитвы и жертвоприношения. “УТРОМ ЯАКОВ ВСТАЛ, ВЗЯЛ КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ БЫЛ В ЕГО ИЗГОЛОВЬИ, ПОСТАВИЛ ЕГО В ВИДЕ ПАМЯТНОГО КАМНЯ и СВЕРХУ ВОЗЛИЛ МАСЛО. ОН НАЗВАЛ ЭТО МЕСТО БЕЙТ-ЭЛЬ (Дом Бога). |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|