--> |
|
"ЕВРЕЙСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ" - ИНТЕРНЕТ-ЛЕКЦИИ НАТАЛИИ ГУТКИНОЙЛекция№2 Сотворение мира - Рош-а-Шана - Йом Кипур. “Человек есть нечто большее, чем ему кажется. Пусть разум его ограничен и воля может направляться ко злу, тем не менее он связан с Богом узами, которые он не может расторгнуть, и связь эта есть смысл его жизни. Он - узел, в котором земное переплетено с небесным. Авраам Гешель. 1. Какому из шести дней творения соответствует Рош-а-Шана, начало гола? Вовсе не первому дню (когда были сотворены небо и земля), а шестому, когда был создан человек. Это значит, что мир не имеет самостоятельной ценности. Мир, Вселенная - это только ДОМ для человека. В таком подходе отличие религиозного взгляда от традиционного естественно-научного. Для просто науки - человек лишь один из объектов, м.б. более совершенный, чем остальные, но...МИР СОТВОРЕН ДЛЯ ТОГО, чтобы ЧЕЛОВЕК ОСУЩЕСТВИЛ в нем данное ему БОГОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. 2.Кто участвует в Сотворении человека и что из этого следует? ”И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей” (БЕРЕШИТ 1:26) Множественное число глагола означает, что Бог обращается к человеку, и человек тем самым становится соучастником в сотворении его, человека, личности. Человек должен приложить немалые усилия к тому, чтобы сделать из себя человека. Ответственность за это была возложена на человека сразу же при сотворении мира, и с тех пор каждый Рош-а-Шана Божественный суд решает, насколько человек справляется с этой задачей. “И сотворил Бог человека в образе Бога и по подобию Бога сотворил Он его, мужчину и женщину сотворил Он их, и благословил их Бог, и сказал Бог: плодитесь т размножайтесь, и наполняйте землю и властвуйте над нею”(БЕРЕШИТ 1:27) Здесь Тора употребляет не прежний глагол “сделаем” (аса), но глагол “сотворил” - бара. Этот глагол встречается в рассказе о Сотворении мира всего три раза: 1) когда говорится о сотворении неба и земли 2) о сотворении живого из неживого 3) о сотворении человека. “Аса” значит “сделал” нечто из чего-то, что уже было, переделал одно в другое, но “бара”(“сотворил”) означает “сделал” из ничего, вызвал к существованию из небытия. Тело человека было вылеплено из праха, но душа сотворена из ничего, то есть душа человека есть нечто новое в этом мире, то, что нельзя свести ни к какому взаимодействию существующих вещей. Человек не есть “самое умное из животных”- он принципиально новая ступень творения. И он сотворен самым последним как царь, который входит во дворец самым последним, когда убранство дворца и всех комнат уже завершено. И человеку дана власть над землей и над всем, что окружает его на земле. Таким образом он отвечает и за себя самого (за себя как человека) и за мир. 3.Откуда черпает человек силы для исполнения своего предназначения? В человеке (“по образу и подобию Бога”) есть Божественная искра. Он в прямом личном диалоге с Создателем в отличие от всего сотворенного мира. Ему (“подобие Бога”) дана свобода воли, он сам избирает путь зла или добра. “И создал Господь человека из праха земного и вдохнул в ноздри его дыхание жизни и стал человек существом живым”(БЕРЕШИТ” 2:7) Здесь появляется третий глагол “создал” - “вайицер”-”вылепил”, “сформировал”, написанный необычно, с двумя “юдами”(в отличие от стиха, где сказано о сотворении животных”). Мудрецы сказали об этом: “Сразу был сделан человек с хорошими и дурными наклонностями”. По этой причине человек не просто был формально свободен в своих действиях (свобода воли), но он заслуживает наказания за зло и вознаграждения за добро, которое он совершает. Только такой человек подлежит Божественному суду. 4.Рош-а-Шана - это время оценки нашей жизни, время Суда и раскаяния. И чтобы не случилось с человеком, он может, опираясь на Божественное присутствие в мире, найти путь к тшуве. Слово “тшува”, хотя и переводится на русский язык, как “раскаяние”, означает сложный многоступенчатый процесс возвращения согрешившего человека к Богу. Сначала человек оценивает свой проступок на уровне интеллекта, сознания, затем судит себя в сердце своем и душе, эмоционально. Потом он стремится исправить совершенное действием, другим поступком, исправляющим его вину, наконец, полная тшува завершается волевым решением никогда впредь не совершать подобного поступка. Нет безнадежных ситуаций и нет места отчаяния, есть надежда на милосердие Всевышнего. Тора называет несколько имен Бога, каждое из которых условно отражает один из аспектов связи человека и мира с Создателем. В начале рассказа о Сотворении мира Бог называется Элоким (аспект Божественного суда, ассоциация с Законом. Суд и справедливость заложены в саму основу Творения и связаны с Рош-а-Шана). В “И создал Господь человека из праха земного, и вдохнул в ноздри его дыхание жизни” используется четырехбуквенное имя Бога (непроизносимое), тетраграмматон, в обиходе заменяемое на “Ашем”. Это имя ассоциируется с аспектом милосердия. Для существования человека и мира необходимо Божественное милосердие. Бог принимает наше раскаяние, евреи могут сделать тшуву в любое время года, но только при жизни. Известно, что рабби Шимон бен Лакиш в молодости был разбойником, а затем вернулся к Богу и стал знаменитым учителем Талмуда. Когда он умер, то попал в Ган Эден, а бывшие его друзья, разбойники, умершие в этот же день, оказались в Геенне огненной. Возмущенные “несправедливостью”, они готовы были раскаяться и обвинили Ашема в потворстве любимчикам, на что услышали Его ответ: “Тшува возможна только при жизни”. Время наиболее тесной связи Бога и человека - это Йом Кипур - завершение и кульминация Десяти Дней трепета, начавшиеся от Рош-а-Шана. 5. Кульминация Дней трепета. День искупления. Йом Кипур. В канун Дня искупления евреи выполняют обряд капорот: мужчины вращают над своей головой живого петуха, женщины - курицу. Этот обряд напоминает о том, что приближается время “запечатывания приговора”. После миквы (омовения в проточной воде) и цдаки евреи готовят праздничную трапезу. Она называется сеуда мафсекет (трапеза прерывания), т.к. после нее начинается самый строгий пост (за 18 минут до захода солнца). В доме, как во время шаббата зажигаются свечи, родители благословляют детей. Во всех службах Йом Кипура читается молитва раскаяния - видуй. Это исповедь от первого лица: “Виновны мы, были вероломны, грабили, лицемерили, свернули с правильного пути, обвиняли невиновных, намеренно творили зло, присваивали чужое, возводили на ближнего напраслину, давали дурные советы, лгали, глумились, бунтовали, кощунствовали...” - вот какие тяжкие преступления называются в молитве. Это не грехи читающих молитву, не их личная вина (для личной вины необходима тшува), а признание грехов всего народа, за которые каждый еврей несет ответственность. Постоянное осознание того, что все евреи - от Авраама, Ицхака, Яакова...до дарования Торы на горе Синай и дальше к нам и нашим детям - это единая семья - одно из фундаментальных положений еврейского отношения к миру. Если евреи ведут себя низко, болеет весь народ, весь национальный организм, единый народ - собрание Израиля - кнесет Исраэль. Йом Кипур принято проводить в молитвах, и в знак чистоты и святости этого дня одеваются в белое. Так же, как в субботу, читают, кроме утренней, послеобеденной и вечерней молитвы, Мусаф. Пятая, завершающая молитва Судного дня - “Неила “ - закрывание ворот Божественного милосердия. Звук шофара венчает эту молитву, одинокий и непрерывистый... “В следующем году в Иерусалиме!” Смысл последних слов раскрывает знаменитая притча проповедника из Дубно. 6. “В следующем году в Иерусалиме!” В притче о принцессе в иносказательной форме он поведал о том, как некий Царь выдал замуж свою единственную строптивую дочь, пренебрегавшую женихами, за первого встречного, простого крестьянина. Принцессе несладко пришлось в его доме, и она стала писать отцу письма, полные мольбы забрать ее из дома крестьянина. Царь решил навестить дочь, но к его приезду все дома сверкали чистотой, отношение к дочери было самым изысканным, а наряд ее самым дорогим. Удивился отец, почему дочь посылала ему такие грустные письма. В конце счастливого дня принцесса обняла отца и стала проситься домой. Принцесса сказала, что весь почет и уважение к ней объясняются только приездом отца. Раздосадованный отец вызвал к себе зятя и упрекнул его в том, что с его дочерью плохо обращаются. Взволнованный муж принцессы признался царю, что он ценить свою жену, но он бедный человек и тяжело работает, а соседи его коварны и завистливы и не могут не оскорблять принцессу. Но если бы крестьянин жил во дворце у царя, он бы сумел окружить свою жену тем почетом, которого она заслуживает. Смысл аллегории: Тору Всевышний не дал ни Адаму (он нарушил запрет), ни Ноаху (напился пьяным), пришлось отдать ее сынам Израиля, которых Всевышний вывел из египетского рабства. И Торой не всегда гордятся, а, бывает, и пренебрегают ею, и даже стыдятся. Но вот наступает Элул, звучит шофар, и близятся Дни трепета. Тору превозносят, любовь к Богу переполняет сердца. Но с последним звуком шофара Шехина уходит. Евреи жалуются Всевышнему, что они живут в бедности, окружающие их народы знать не хотят Тору. Они просят Бога вернуть их в Святую Землю, где они смогут по-настоящему поддерживать Величие Торы.
|
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|