|
РОШ А-ШАНАПервый месяц еврейского года - это веселый месяц тишрей, в нем больше праздников, чем в любом другом месяце. И как тело человека начинается с головы, так и еврейский год начинается с праздника Рош а-Шана (буквальный перевод с иврита - "Глава года"). Мы надеемся, что предстоящий год будет лучше прошедшего, и просим об этом Всевышнего, Царя Вселенной. В то же время Рош а-Шана и Йом Кипур посвящены молитве и серьёзным размышлениям. Это - время, когда мы проверяем свои идеалы и вспоминаем сделанное, концентрируем внимание на нашей вере в Б-га и отношениях с другими людьми. Мы ищем воодушевление и уверенность и надеемся выдержать испытания наступающего года. Рош а-Шана и Йом Кипур - это вершины 40-дневного периода от первого дня еврейского месяца Элул до Йом Кипура (десятого Тишрея). Талмуд говорит о четырёх моментах, когда мир предстает перед Небесным судом: в Песах - выносится решение относительно урожая зерновых, в Шавуот - в отношении урожая фруктов, в Сукот - в отношении воды. В Рош а-Шана перед судом предстаёт сам человек. Этот день имеет четыре названия: 1. Новый год Этот день, по еврейской традиции, является днем сотворения человека. Таким образом, это - день, в который стоит размышлять о Б-жественном Всемогуществе и Всеведении, Его Заботе и Милосердии ко всему сущему. 2. День памяти День, в который мы просим Ашема вспомнить заслуги наших праотцев, а также многие великие обещания, данные Им своему народу - Израилю. 3. Судный день Новый год – Рош а-Шана – одновременно и день суда. Перед оком Г-спода разворачиваются свитки судеб. В этих свитках рукою каждого человека записаны все его дела за минувший год, праведные и неправедные. Б-г прочитывает эти записи и вершит суд, определяя, кто умрет, а кто будет жить, кто будет беден, а кто будет богат. (По-другому эти свитки называют “Книга жизни” и “Книга смерти”). Поэтому евреи в новый год желают друг другу “хорошей записи и подписи”. Записи в свитке и подписи Всевышнего на приговоре суда. 4. День трубления в шофар В Рош а-Шана звучит особая музыка - голос шофара, оленьего или бараньего рога, в который трубят. “В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас шабатон, поминание, трубление (в шофар). священное собрание.” (ВА-ЙИКРА 23:24) Шофар мы услышим еще раз - он возвещает о конце дня и завершении поста Йом Кипур. Звук шофара - это призыв к раскаянию. Он зовёт нас пробудиться от рутины привычек и прошлых ошибок и начать новую жизнь в новом году. Он также служит нам напоминанием о Великом Шофаре, который объявит наступление Мессианской Эры. ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА РОШ А-ШАНА1. Приготовления Приготовления к Рош а-Шана начинаются за месяц до него. С начала Элула принято трубить в шофар каждое утро после молитвы в синагоге для того, чтобы призывать людей к раскаянию перед Днём Суда. Восточные и сефардские евреи начинают в Элул читать "Слихот" - покаянные молитвы - на рассвете. Ашкеназские общины начинают чтение "Слихот" на исходе Субботы, предшествующей Рош а-Шана, при условии, что до него остаётся не менее четырех дней. С началом праздника принято поздравлять друг друга словами: "На добрый год да будете Вы записаны.". Поздравительные открытки. В последнее время установился хороший обычай посылать поздравительные открытки с Высшими Праздниками (так называются эти дни) родственникам и друзьям, особенно тем, что далеко, с пожеланиями "Шана Това" - счастливого года и "Цом Каль" - лёгкого поста. 2. Ташлих Ташлих - это молитва, произносимая в первый день Рош а-Шана на берегу реки, моря или другого водоёма, по возможности того, где водится рыба. Это - молитва о прощении наших грехов и просьба к Б-гу выполнить слова пророка "...И брошу в глубины морские все грехи их." (Миха 7:19). В Ташлихе мы просим года жизни, благословения, мира и исполнения всех наших желаний. Мы встряхиваем края нашей одежды, символически сбрасывая грехи, "прилипшие" к нам за прошедший год. 3. Шофар Грубый, немелодичный звук шофара похож на вопль, на стон, рвущийся из глубин сердца, из глубин подсознания; он выразительнее любых слов, и слова здесь не нужны. Шофар будит нас, пробуждает в нас сознание того, что настанет день, когда нам придется предстать перед небесным судом и дать отчет обо всем, что мы делали в нашей жизни. Два раза - длинное трубление, затем короткое трубление - надрывный стон. Дважды это знак предупреждения, дважды - победы. Предупреждения - о том, что человек может ухудшить свою жизнь, усугубить свои беды; победы - над привычной рутиной жизни. Ведь есть же Новый год, есть врата надежды. Три звука извлекают из шофара: 1) ткиа — плавный, непрерывный звук; 2) труа — прерывистый звук; 3)снова ткиа — протяжный непрерывный звук. Это три вести шофара: 1) первая ткиа пробуждает нас от ежедневного застоя и напоминает о Всевышнем и нашем долге перед Ним; 2) труа звучит как сигнал тревоги; она "сотрясает" наш ум и сердце сознанием того, насколько далеки мы от своего предназначения; 3) заключительная ткиа призывает нас сделать необходимые выводы и с верой принять решение исправить и улучшить свою жизнь. Три стадии звучания шофара соответствуют трем этапам тшува: 1) видуй — признание, исповедь перед самим собой; это первый этап — ткиа; 2) харата — раскаяние, чувство глубокого сожаления о содеянном, угрызений совести; этому этапу соответствует труа; 3) кабала аль ге-атид — твердое решение больше никогда не совершать подобных проступков, всегда быть до конца честным и исполнять свой долг; этому этапу соответствует последняя ткиа.
4. Асерет Йемей Тшува - Десять Дней Раскаяния Десять дней от Рош а-Шана до Йом-Кипура включительно известны как Десять Дней Раскаяния. Раскаяние на иврите – “тшува”. Как уже говорилось, Рош а-Шана – это день суда. Но решение, объявляемое в этот день еще не окончательное. У еврея есть еще 10 дней, за которые можно вспомнить все, что сделано за минувший год, покаяться в дурных делах, совершить добрые поступки, чтобы “уравновесить” свои грехи. Это - время размышлений, переосмысления мыслей и поступков и благотворительности. Если человек нарушил одну из заповедей Торы, предписывающую или запрещающую, намеренно или неумышленно, он должен покаяться перед Б-гом, раскаявшись и отвернувшись от своего греха: “Мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов человеческих, ... пусть исповедается в грехе своем” (Бемидбар, 5:6-7). Это означает словесную исповедь. Как человек исповедуется? Он говорит: “О Г-поди, я грешил, я совершал зло, я восстал против Тебя и сделал это... Я сожалею теперь и стыжусь; я никогда не сделаю этого снова”. Это представляет собой основную часть исповеди. Эти дни уподоблены Хол-а-Моэд - полу-праздничным дням - и поэтому в них не принято проводить свадьбы и торжества. Настроения вдумчивости и доброты должны царить в это время, равно как и выполнение заповедей с особой тщательностью. 5. Пост Гедалии Следующий после Рош а-Шана день - пост Гедалии. Гедалия был потомком Дома Давида и он был назначен губернатором Иудеи после того, как Первый Храм был разрушен Вавилонянами. С этим назначением возникла надежда у евреев, оставшихся в Иудее , что их монархия и независимость будут иметь продолжение. К несчастью, Гедалия был убит и, по всей видимости, в Рош а-Шана. Пост в память о нем был установлен на следующий после Рош а-Шана день и стал постоянной датой еврейского календаря. Евреи Иерусалима и всей Иудеи были настолько потрясены этим убийством, что большинство их покинуло страну. Даже сам пророк Иеремия был вынужден искать убежища в Египте. 6. "Шабат Шува" Суббота между Рош а-Шана и Йом-Кипуром - это особая Суббота, называемая "Шабат-Шува" или Суббота Покаяния . Сказано, что тот, кто безупречно проведёт эту Субботу - получит прощение за все предыдущие Субботы года, проведенные не так безупречно. 7. Праздничная трапеза, яблоки и мед Различные символические виды пищи употребляются в праздничной трапезе первой ночи (а по некоторым мнениям - и второй ночи) Рош а-Шана и над каждым блюдом произносится короткая молитва, соответствующая символу. Обычай этот основан на талмудическом изречении.!!! Абайе учил: "В начале года каждый человек должен приучить себя есть тыкву, гранат, лук порей, свеклу и финики" (Орайот, 12а). Одни продукты - сладки и символизируют сладкий год, другие - дают богатый урожай и символизируют богатство заслуг (Раши). Некоторые из них означают увеличение добрых дел (мицвот) еврейского народа, другие соответствуют уничтожению и стиранию еврейских грехов о врагов (Мордехай, "Ор Заруа"). Яблоки и мёд: В ночь Рош а-Шана есть почти всеобщий обычай обмакивания первого куска халы в мёд. После того, как хала съедена, каждому участнику даётся кусочек яблока, обмакнутого в мёд, на который говорится благословение. ЙОМ-КИПУРЙом-Кипур - один из важнейших дней еврейского календаря. В Торе сказано: "И сказал Г-сподь Моще, говоря: "Но в десятый день седьмого месяца этого - день искупления; священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши [постом], и приносите огнепалимую жертву Г-споду. И никакой работы не делайте в этот день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Г-сподом, Б-гом вашим... А если кто-то будет делать какую-либо работу в этот день, истреблю Я душу его из среды народа его. Никакой работы не делайте; это устав вечный в роды ваши во всех местах поселения вашего" (Вайикра, 23:16-31). Йом-Кипур – последний из 10 дней раскаяния. Когда солнце скрывается за горизонтом, свитки судеб сворачиваются, высший суд заканчивается на закате с последним звуком шофара. В канун Йом-Кипура принято давать больше чем обычно денег на цдаку. Грехи, совершенные по отношению к ближнему, не прощаются Всевышним в Йом-Кипур. Поэтому обидчику нужно просить прощения у обиженного. В свою очередь, последний не должен отказываться от примирения, иначе его молитва не будет принята на Небесах. Перед наступлением Йом-Кипура следует устроить обильную трапезу. Не следует, однако, есть тяжелую или острую пищу, чтобы не затруднить пост. Перед уходом в синагогу отец благословляет детей. Тора уточняет, что пост начинается с вечера девятого дня (следовательно, до заката, когда еще светло) и продолжается до вечера следующего дня, то есть до появления первых трех звезд. Все запреты, действующие в субботу, распространяются и на Йом-Кипур. Кроме того, не разрешается есть, пить, натираться маслами и кремами в косметических целях, носить кожаную обувь. В Йом-Кипур нельзя мыться, можно лишь смыть грязь, если человек испачкался, а также вымыть пальцы после посещения туалета. В Йом-Кипур запрещена интимная близость между супругами. В субботу обычно не постятся, но если Йом-Кипур выпал на этот день, пост соблюдают. Детям, не достигшим девяти лет, поститься не разрешается. Начиная с девятилетнего возраста детей нужно постепенно приучать поститься большую часть дня. Начиная с тринадцати лет подростки должны соблюдать пост наравне со взрослыми. Того, кто заболел вследствие соблюдения поста, необходимо немедленно накормить. Если врач запрещает кому-либо поститься, надо следовать его совету. В любом случае за советом желательно обратиться к раввину. Женщине, у которой начались роды (с момента первых схваток) или которая родила (в течение первых трех дней), поститься категорически запрещено, даже если она на этом настаивает. С третьего по седьмой день после родов она может поститься, если пожелает. В этот период ей разрешается немедленно прервать пост, как только она почувствует себя плохо. Молитвы Йом-Кипура начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты"), чья мелодия известна, можно сказать, всем евреям, даже очень далеким от религии. Заключительная молитва, время которой - на следующий день вечером, называется "Неила", что означает "Закрытие [Небесных врат] ". Почти все дневное время между этими молитвами люди проводят в синагоге. В Йом-Кипур принято одеваться во все белое. Многие облачаются в китл. Обычай этот освящен временем. Он напоминает о белых саванах, а которых хоронят умерших, о бренности земного существования. С другой стороны, белые одеяния символизируют чистоту, напоминая о пророчестве: "Если будут грехи ваши [красны] , как пурпур, - станут белыми, как снег: если будут красны, как багрянец, - станут [белыми] , как шерсть" (Йешаягу, 1:18). Завершается Йом-Кипур протяжным звуком шофара, символизирующим Синайские откровение и напоминающим тот трубный звук, которым в древности отмечали начало юбилейного года, года освобождения. Сразу же по окончании Судного дня принято начинать приготовления к наступающему через четыре дня празднику Сукот. |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|