|
|
Особенности еврейского национального искусства
Там, где эллину сияла
Красота,
Мне из чёрных дыр зияла
Срамота...
О. Мандельштам
Для меня искусство и еврейская традиция - две взаимосвязанные формы,пытающиеся осознать и отобразить смысл бытия.
Смысл забывается, когда становится недейственной система мысли, породившая его.
Традиция продолжает существовать, рискуя превратиться в неосмысленный ритуал или перейти в навязчивое состояние.
Плодотворным подходом в еврейском искусстве является двуединство смысла и образа; этики и принципов художественной организации пластического языка.
Запрет еврейского изобразительного искусства
Можно ли говорить о самом понятии - еврейское изобразительное искусство, когда существует запрет из Торы (Исход 20:3):
" Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что в небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли" (перевод Ф.Гурфинкель), и в связи с этим запретом не существует концепции, способной отделить искусство художников - евреев от еврейского изобразительного искусства?
Если дословно перевести эти слова, то сказано: " Не делай себе изваяния и никакой картины того, что в наднебесье и подземном царстве".
Сопоставим эту фразу с рассказом из Бытия (1:6-9):
" И сказал Бог: Да будет свод посреди вод,
и будет отделять он воды от вод!
И создал Бог свод и отделил воды, которые под сводом,
от вод, которые над сводом.
И было так. И назвал Бог свод небесами.
И был вечер и было утро: день второй.
И сказал Бог: Да стекутся воды над небесами в одно место,
и станет зримой суша!
И было так.
И назвал Бог сушу землёй,
а стечение вод назвал Он морями".
Возникает удивительная картина не запрета еврейского изобразительного искусства, а запрета изображения хаотичных миров, изобразительной эсхатологии и погружения во тьму. Гимн свету и ответственности художника.
" Земля же была - смятение и пустынность,
и тьма над пучиною,
и дуновение ("руах" - я бы сказал - "ураган")
Божье витает над водами.
И сказал Бог: Да будет свет!
И увидел Бог свет, что хорош,
И отделил Бог свет от тьмы ".
Экзистенциальный диалог и вселенское молчание
Я одинок, и жизнь моя пустынна,
И нет со мной ни ангела, ни джинна.
Абу-ль-ала-аль-Маари, перевод А.Тарковского
В основной еврейской молитве "Слушай, Израиль",
по сути своей являющейся личностно - национально - вселенской,
сказано: " Если слушая, услышите повеления Мои...".
Еврейская традиция рассматривает человеческую жизнь,
как диалог со Всевышним, попытку услышать ответ на вопрос, задаваемый себе каждым: " Где я?", а в пределе услышать вопрос к себе: " Где ты?".
Вопрос этот, чаще всего, остаётся без ответа,
по крайней мере, словесного.
Редко кому из людей удаётся услышать голос, раздающийся с небес.
И тем не менее, каждый из нас, независимо от ощущаемой
самим собой степени духовности, каждым своим действием вступает в этот диалог, взвешивая и соизмеряя свои поступки, мысли и желания с неким эталоном, существующим для нас извне или изнутри, занимаясь либо богостроительством, либо богоискательством, либо богоборчеством;
а чаще и тем, и другим, и третьим - одновременно.
Талит и тфилин
Марк Шагал.
Молящийся еврей.
Талит - белый прямоугольник, образующий пространство любой степени гибкости. Медленно, плавно и величаво заполняющий любые пустоты.
Обволакивающий, согревающий и сокрывающий, несущий и ниспадающий, плывущий и летящий; сопровождающий любого, кто пытается осознать смысл жизни или перешел в иной мир.
Небольшой кусок белой материи, рождающийся, взрослеющий и умирающий; меняя цвета от снежно-белого до кремового, желтого, почти коричневого.
Краса и гордость еврея, его общая со свитком Торы одежда.
Пелена, сокрывающая для несения особого света.
Четыре угла, привязанные к небесам кистями видения.
Голубой цвет одной из нитей, уводящий в небеса и там сливающийся с ними. Уводящий не в никуда, а осмысленно превращая "тхелет"(голубой) в "тахлит"(цель).
Нить связующая и направляющая.
Флаг ли Государства Израиль, повседневное ли облачение ортодокса, - это пространство объединяющее, сохраняющее и дающее надежду.
Тфилин - чёрный матово мерцающий куб у сердца и мозга.
Ограничивающий, отделяющий и надстоящий; содержащий четыре невидимых кусочка пергамента со словами Торы, наделяющих нас особой гордостью народа-служителя, выведенного из рабства всегда чудесным,
а поэтому не слишком глубоко осознанным способом,
требующим ежедневного напоминания о себе.
Грань, жёсткость, жестокость и невероятность
нашего существования, граница, вне которой мы растворяемся моментально.
Выделенный нырод - "ам сгула", мы как фиолетовый ("сегол") цвет радуги, предшествующий невидимому ультрафиолету, замыкаем человечески возможный полет и устремлённость в небеса, начиная его от самой красной из земель, из которой и сотворён Человек.
http://www.angelfire.com/il/ulanovsky/jart1.html
|
|